Цифровизация в действии
В 2020 году Президент России Владимир Путин поставил госведомствам новую задачу – «увеличить долю массовых социально-значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%» за десять лет. Чтобы выполнить программу нацпроекта, правительство разработало новый подход к цифровизации, который предполагает собственные программы цифровой трансформации для каждого ведомства.
«Государство должно являться цифровой платформой, которая создана для людей», – именно так обозначил цель государственного аппарата премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
Совместно с Минцифрой каждое ведомство разработало программы цифровой трансформации, не является исключением и Росреестр.
О цифровой трансформации Росреестра, о переходе к услугам нового поколения поговорим с руководителем Управления Росреестра по Республике Алтай Ларисой Вопиловской.
- О цифровой трансформации сейчас говорится много, давайте подробно рассмотрим ключевые направления цифровой трансформации Росреестра.
- В 2021 года Росреестру исполняется 13 лет. За эти годы было сделано многое, были реализованы решения и приняты законы, кардинально изменившие учетно-регистрационную систему. Но будущее Росреестра неразрывно связано с цифровизацией.
Росреестром разработана Концепция цифровой трансформации на 2021 - 2023 годы, основными направлениями которой являются, прежде всего, реинжиниринг бизнес-процессов и повышение качества оказания услуг, доступные цифровые услуги и внедрение перспективных геосервисов, повышение уровня открытости ведомства и информированности граждан.
Росреестр осуществляет цифровую трансформацию поэтапно. Перед тем как внедрять конкретные технологии, необходимо собрать единую, полную и точную электронную базу данных. Такой подход позволит оптимизировать процессы и в результате качественно и оперативно оказывать государственные услуги в сфере земельно-имущественных отношений по принципу «одного окна». Результатом цифровой трансформации будет вывод всех услуг Росреестра на Единый портал госуслуг.
- Электронные сервисы Росреестра – это не новелла, какие новые сервисы для граждан и бизнеса разрабатываются ведомством?
- Уже сегодня электронные сервисы Росреестра представляют большой спектр возможностей, начиная от получения справочной информации об объектах недвижимости, и заканчивая возможностью записи в офисы приема документов.
На сайте можно получить информацию о ходе оказания услуги (сервис «Проверка исполнения запроса (заявления)»), проверить корректность электронной подписи, а также просмотреть в удобном для восприятия виде и распечатать сведения из Единого государственного реестра недвижимости, полученные в электронном виде (сервис «Проверка электронного документа»).
Пользуется спросом сервис «Жизненные ситуации», который позволяет в удобной, наглядной и максимально доступной форме получить сведения о порядке действий при осуществлении разных видов сделок с недвижимым имуществом, а также процедуры государственного кадастрового учета.
Достаточно новым является сервис «Сведения о сделках с недвижимостью», который необходим для аналитики рынка недвижимости.
Но Росреестр не стоит на месте, ведомство разрабатывает прототипы новых сервисов для граждан и бизнеса.
Эта работа проходит при взаимодействии с Минцифрой, в постоянном прямом контакте с участниками рынка и с учетом первоочередных потребностей граждан, бизнеса и органов власти разных уровней.
К разработке сервисов Росреестр подключает лучшие кадры
в области цифровизации. Уже сейчас в ведомстве сформирована команда, которая работает с учетом современных запросов.
В настоящее время Росреестр создает сервис для оформления ипотеки в режиме онлайн. «Виртуальная комната сделки» позволит в онлайн-режиме заходить из личных кабинетов банков и других организаций в пространство виртуальной сделки. При необходимости человек сможет приглашать нотариуса, риелтора, кредитную организацию для консультации, оформления кредита или подписания договора.
Совсем недавно Росреестр протестировал сервис «Умный Кадастр» на основе предобученных нейросетей и алгоритмов пространственного анализа, помогающий защищать имущественные интересы граждан и вовлекать в оборот неиспользуемые объекты недвижимости.
Сервис создан и протестирован в составе эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости (ЕИР), который в 2021 году проводится в четырех пилотных субъектах РФ: Республике Татарстан, Пермском и Краснодарском крае, Иркутской области.
Новый цифровой сервис распознает контуры объектов недвижимости и проверяет их на предмет наличия сведений в ЕГРН и Государственном адресном реестре. «Умный кадастр» классифицирует выявленные объекты недвижимости и формирует различные датасеты (наборы данных), например, по категориям: отсутствующие в ЕГРН, расположенные в «зоне можно»/«зоне нельзя» (то есть пригодные или непригодные для вовлечения в оборот) и так далее.
Внедрение сервиса, по оценкам Росреестра, благодаря оперативному выявлению и классификации объектов недвижимости позволит вовлечь в оборот дополнительные земельные участки и внести в ЕГРН сведения о примерно 17 млн объектов недвижимости.
В настоящий момент «Умный кадастр» уже развернут на базе Государственной единой облачной платформы (Гособлако), проходит опытную эксплуатацию в пилотных регионах и в скором будет масштабирован на территорию всей страны, на развитие новой функциональности и повышение качества технологии в рамках создания Национальной системы пространственных данных.
- Национальная система пространственных данных входит в число стратегических инициатив социально-экономического развития до 2030 года, утвержденных Правительством России, расскажите подробнее об этом проекте.
- Формирование Национальной системы пространственных данных входит в перечень инициатив социально-экономического развития до 2030 года по треку «Строительство» с целью обновления инфраструктуры и формирования комфортной среды для граждан.
Программа направлена на достижение четырёх стратегических целей: создание и внедрение цифрового отечественного геопространственного обеспечения, интегрированного с региональными информационными системами, обеспечение полноты и качества сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), достижение «цифровой зрелости» ведомства, повышение качества госуслуг и сервисов Росреестра в интересах социально-экономического развития страны и людей.
Первым шагом к созданию НСПД стала реализация эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости. Проект призван объединить разрозненные ресурсы, содержащиеся в информационных системах государственных и муниципальных органов власти, систематизировать и исключить их дублирование. За счет этого поиск актуальной информации о земле и недвижимости станет проще и доступнее для людей, повысится эффективность управленческих решений, полнота и точность данных.
В рамках эксперимента разработаны новые удобные сервисы по упрощенному оформлению земельных участков для граждан и бизнеса, массовому выявлению незарегистрированных объектов недвижимости, а также аналитический сервис для анализа использования и состояния земель.
- Каких результатов планируется достичь при реализации программы цифровой трансформации Росреестра?
- Успешная реализация программы цифровой трансформации позволит Росреестру закрепить за собой статус центра компетенций и ведомства, которое в первую очередь ориентируется на интересы пользователей и предоставляет удобную онлайн-платформу для поиска и хранения информации в сфере земельно-имущественных отношений.
- Спасибо за предоставленную информацию, поздравляем всю команду Росреестра с 13-летием и желаем успешной реализации проектов!