Прокуратура Усть-Коксинского района РАЗЪЯСНЯЕТ
от 07 июля 2021 года
Компьютерная гигиена или как обезопасить себя в сети Интернет.
Переход на дистанционный формат работы, получение государственных услуг через удаленные сервисы и появление новых информационных технологий с одной стороны свидетельствуют о развитии, с другой стороны вместе с развитием должны быть предоставлены правовые механизмы защиты прав граждан, которые используют данные технологии.
Рост числа атак на клиентов банков, частые звонки мошенников связаны в том числе с развитием информационных и телекоммуникационных технологий. Все больше потребителей совершают покупки онлайн, расплачиваются картой и меньше пользуются банкоматом. При этом появляются новые и работающие схемы мошенничества, которые не требуют особой квалификации или вложений средств. Например, распространенный способ — звонки от якобы сотрудников банка с просьбой перевести деньги на защитный счет, чтобы их сохранить. В настоящее время увеличивается розничная торговля в режиме онлайн. Отличительная черта этого вида мошенничества – низкая цена на определенный товар и отсутствие фактического адреса или телефона продавца. В этом случае предлагается подделка, некачественный товар либо деньги покупателей просто присваиваются, а товар не доставляется.
Чтобы не стать жертвой мошенников необходимо соблюдать правила цифровой или компьютерной гигиены, сохранять бдительность, использовать сложные и разные пароли.
При каждой оплате товаров или услуг с помощью электронных средств платежа необходимо помнить следующие правила: не использовать подозрительные Интернет-сайты, подключить Интернет-банк и СМС-оповещение, не сообщать данные своей карты другим людям, в том числе банковским служащим, работникам интернет-магазинов, при возможности открыть отдельную карту, на которой хранить определенную сумму денежных средств для осуществления безналичных платежей.
Основная задача граждан при принятии решения о приобретении товара через Интернет-магазин, поступлении посредством сотовой связи просьбы об оказания помощи в связи с непредвиденными обстоятельствами, сложившимися с их родственниками, быть осмотрительными и проверить доступным способом поступающую информацию, прежде чем перечислять денежные средства в адрес злоумышленников.
За мошенничество с использованием электронных средств предусмотрена уголовная ответственность. Так, уголовная ответственность предусмотрена по статье 159.3 Уголовного кодекса за мошенничество с использованием электронных средств платежа. Электронное средство платежа согласно Федеральному закону от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» признается средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Также предусмотрена уголовная ответственность за мошенничество в сфере компьютерной информации, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации либо иного вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно-телекоммуникационных сетей (статья 159.6 Уголовного кодекса РФ).
В зависимости от тяжести совершенного преступления Уголовным кодексом Российской Федерации за преступления, связанные с указанными видами мошеннических действий, предусмотрено наказание в виде штрафа, обязательных, исправительных и принудительных работ, либо лишением свободы до шести лет.
На что необходимо обратить внимание при совершении покупок дистанционным способом?
Статьей 26.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусмотрен дистанционный способ продажи товара.
В развитие норм требований закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 утверждены Правила, устанавливающие порядок продажи товаров дистанционным способом, которые регламентируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров данным способом.
При осуществлении покупки дистанционным способом потребитель имеет право на получение информации об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара.
После ознакомления покупателем со всей информацией о товаре и направлении онлайн-заказа, он вправе отказаться от него в любое время до его передачи, а после передачи - в течение 7 дней.
Если покупатель решит вернуть покупку надлежащего качества, то продавец возвращает покупателю полную сумму за товар, кроме расходов покупателя на доставку.
В случае несоответствия информации о товаре, выложенной на сайте, доставленной покупателю продукции, а также в случае нарушения условий доставки, покупатель вправе отказаться от покупки, при этом продавец обязан вернуть покупателю денежные средства.
При доставке товара ненадлежащего качества можно потребовать:
- соразмерное уменьшение покупной цены;
- безвозмездное устранение недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
- замену на товар аналогичной марки или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом цены.
Отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт и условия покупки, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у продавца при возврате товара ненадлежащего качества.
Оплата товара путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности возвратить уплаченную покупателем сумму при возврате товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.
Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
Правила «финансовой грамотности» при использовании сети «Интернет»
Фишинговый сайт – это платформа для интернет-мошенничества, на которой злоумышленник получает доступ к конфиденциальным данным граждан, таким как логины и пароли, номера и коды безопасности кредитных карт. Не владея достаточными знаниями, пользователь не всегда может отличить фишинговый сайт от настоящего в связи с тем, что поддельный ресурс визуально похож на оригинальный сайт. Под видом предоставления несуществующих услуг или имитируя веб-ресурс организации, которому держатель доверяет, злоумышленники получают доступ к конфиденциальной информации и используют ее в мошеннических целях.
Особенно опасны поддельные сайты социальных сетей, банковских и финансовых организаций, организаций, оказывающих государственные услуги, принимающих оплату штрафов, налогов, услуг ЖКХ. Следует внимательно проверять реквизиты оплаты штрафов, налогов, услуг ЖКХ, в том числе приходящих на личную электронную почту, якобы направленных из государственных органов или организаций.
Обезопасить себя от преступлений в указанной сфере возможно путем внимательного изучения адреса сайта, на котором находится пользователь. При поиске в браузерах желательно самостоятельно набирать фразу «Официальный сайт» и название сайта, магазина, организации, которая требуется. Изначально появится оригинальный сайт, на который можно будет перейти, либо ознакомиться с правильностью написания адреса в браузере. При наличии сомнений, рекомендуется позвонить в организацию, сайт которой требуется пользователю, и уточнить правильное написание.
Также рекомендуется тщательно изучать содержание сайта. Грамматические ошибки, низкое качество графики могут являться признаками «фишинга». Цены на предлагаемые товары или услуги значительно ниже среднерыночных, а также отсутствие фотографий предлагаемого товара являются признаками мошеннических сайтов.
Мошенники, как правило, редко обновляют свои сайты и их разделы, поэтому гражданам надлежит внимательно изучить даты сообщений и новостей. Особое внимание стоит обратить на интерактивные гостевые книги и форумы посетителей сайта, отсутствие активности, либо удаление направленных сообщений – признак подделки веб-ресурса.
Стоит отметить, что на мошеннических сайтах практически никогда не указываются контактные данные, нет формы обратной связи, либо она не работает.
Максимальное внимание стоит уделить к разделу услуг доставки, предлагаемых на сайтах. Для проверки указанных услуг рекомендуется связаться с компанией-перевозчиком и перепроверить реквизиты платежа. Не стоит также переходить по сомнительным ссылкам.
Способы повышения уровня финансовой грамотности
Способов как таковых только три - это информирование, обучение, консультирование. Все остальное - производное на их основе, а насколько они получат массовое распространение и будут восприняты аудиторией, зависит от того, насколько учтены потребности тех, на кого эти программы направлены.
Например, женщин активно интересуют вопросы разумной организации бюджета, планирования и защиты, приобретения недвижимости в кредит и возможности заботы о родителях в пенсионном возрасте. Обо всем этом они с радостью готовы узнавать из легких и понятных статей, примеров из жизни, независимых консультаций, планировщиков финансового будущего и семейных бюджетов.
Мужчины активно проявляют интерес к вопросам «финансовой независимости и способам ее достижения». Причем мужчин в большей степени будут интересовать инвестиции с последующей возможностью организации рентного дохода, формирования и передачи капитала. Средства распространения знаний: практически ориентированные памятки, книги, семинары, клубы, калькуляторы.
Семейные пары с детьми очень лояльны к фестивалям, конкурсам, викторинам и веселым финансовым стартам, то есть к любым видам полезной и интересной совместной активности, цели которой - приобретение здоровых финансовых привычек для всей семьи.
Граждане в возрасте 45-60 лет активно интересуются вопросами сбережений и инвестиций, приобретения благ в кредит, часто в помощь детям, восприимчивы к развлекательно - информационным передачам, книгам, семинарам и волонтерской работе. Обычно граждане данной категории с удовольствием готовы делиться накопленным опытом с более молодым поколением потребителей финансовых услуг.